Народная профориентация

Народная профориентация

2021 год “Народная Академия” ознаменовала для себя годом профориентации. Учебное учреждение дало новому проекту название – “Народная Профориентация”. Почему спросите вы? Во-первых, для поддержания личного бренда компании, а во-вторых, потому что специалисты академии намерены проводить работу именно с “народом”: с родителями и детьми, с подростками, с бабушками и дедушками. Семья и школа – два главных института, влияющих на самоопределение детей и подростков. Поэтому так важно договориться о том, какими мы хотим видеть наших детей и достигать поставленных целей слаженно, поддерживая друг друга.

Многие из великих людей: ученые, писатели, композиторы, художники уже в детском возрасте проявляли интерес к определенным дисциплинам. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На его формирование влияла атмосфера в семье, а также воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве под влиянием родителей. О своих детских фантазиях взрослые обычно вспоминают с улыбкой или смущением. По мере взросления мечты рассеиваются, если только они не подкреплены устойчивым интересом. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.

Интерес – это особая форма проявления познавательной потребности. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы различаются по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т.д.), по глубине, по длительности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой и насыщенной. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Вот, как раз, интересом мы и намерены заняться в первую очередь. Выявление и развитие профессиональных интересов детей и подростков во многом определяет их профессиональную успешность. Но оно осложнено следующими фактами:

  • мотивы наших поступков и чувств не всегда лежат на поверхности, поэтому трудно осознаваемы;
  • представления подростков о профессиях обычно неполны или искажены;
  • подростковые интересы неустойчивы.

Никто не может знать вашего ребенка лучше, чем вы. Но взгляд родителей субъективен, поэтому и нужна помощь специалиста. Васькин Евгений Яковлевич – эксперт в области профориентации, член команды “Народная Академия” в городе Дмитрове. Евгений Яковлевич занимается диагностикой подростков с 2009 года. Имеет успешно реализованные проекты по самоопределению подростков во Владимирской области, Волгограде и Севастополе.

“Народная Академия” предлагает начать работу в этом направлении с родителей. Ответьте на вопрос: хорошо ли вы знаете своего ребенка? Далее необходимо пройти тест.

Инструкция. Тест содержит вопросы, относящиеся к разным видам деятельности. Оцените вашего ребенка, пользуясь следующей шкалой:

2 – свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

1 – свойство выражено, но проявляется непостоянно;

0 – свойство личности выражено нечетко, проявляется редко.

Оценку ставьте в клетку с номером вопроса. Если вы затрудняетесь дать оценку, оставьте соответствующую клетку пустой. Отвечайте быстро, не раздумывая.

  1. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  2. Усваивает новые знания очень быстро, все схватывает на лету.
  3. Оригинален в выборе сюжетов, обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  4. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  5. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  6. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
  7. Интересуется механизмами и машинами.
  8. Инициативен в общении со сверстниками.
  9. Энергичен, испытывает потребность в движении.
  10. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  11. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания.
  12. Становится задумчивым и серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, художественно выполненную вещь.
  13. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  14. Может легко построить рассказ, от завязки до разрешения какого-либо конфликта.
  15. Интересуется актерской игрой.
  16. Умеет ремонтировать приборы, использует старые детали для создания чего-то нового.
  17. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  18. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  19. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  20. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  21. Составляет оригинальные композиции из природных материалов.
  22. Хорошо поет.
  23. Рассказывая о чем-то, придерживается выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  24. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  25. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов.
  26. Легко общается с детьми и взрослыми.
  27. Часто выигрывает в разных спортивных соревнованиях у сверстников.
  28. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
  29. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два.
  30. Любит использовать новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  31. В игру на музыкальном инструменте, песню, танец вкладывает много энергии и чувств.
  32. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное.
  33. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  34. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  35. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
  36. Бегает быстрее всех в детском саду, классе.
  37. Способен с разных сторон подойти к одной и той же проблеме.
  38. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  39. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.) в свободное время, без побуждения взрослых.
  40. Любит музыкальные записи, посещает концерты и музыкальные вечера.
  41. Выбирает слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев рассказов.
  42. Убедительно передает свои чувства через мимику, жесты, движения.
  43. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  44. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  45. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  46. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  47. Читает книги, научно-популярные статьи, опережая сверстников в своем развитии на год или два.
  48. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  49. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.
  50. Умеет передавать в рассказах детали, важные для понимания события, не теряя основной линии событий, о которых рассказывает.
  51. Своими рассказами может вызывать эмоциональные реакции у других людей.
  52. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  53. Склонен принимать на себя ответственность не по возрасту.
  54. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  55. Предпочитает новые способы решения жизненных задач.
  56. Умеет делать выводы и обобщения.
  57. Любит создавать объемные изображения из глины, пластилина, бумаги.
  58. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  59. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  60. В своих рассказах точно передает чувства и эмоциональные переживания.
  61. Любит собирать модели самолетов, автомобилей, кораблей.
  62. Другие дети охотно выбирают его в качестве партнера по играм и занятиям.
  63. Любит подвижные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
  64. Продуктивен в любой деятельности, предлагает много разных идей и решений.
  65. В свободное время читает научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), предпочитая их художественной литературе (сказки, детективы и др.).
  66. Может дать свою оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем рисунке или модели.
  67. Сочиняет оригинальные мелодии.
  68. Умеет в рассказе передать характер, чувства, настроения героев.
  69. Любит игры-драматизации.
  70. Быстро и легко осваивает компьютер.
  71. Обладает даром убеждения, способен увлекать своими идеями других.
  72. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов.

Подсчитайте количество баллов в каждом столбце и запишите их в нижней клетке. Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка творческих, научных (академических), художественных, музыкальных, литературных, артистических, технических, организаторских, спортивных способностей.

13-16 баллов говорят о ярко выраженных способностях;

9-12 баллов – выраженные способности;

6-8 баллов – способности выражены в средней степени;

0-5 баллов – способности слабо выражены.

Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов. Если влиять на интересы других людей можно, то управлять своими собственными интересами просто необходимо. Для это нужно соблюдать следующие условия:

  • добровольность – цели, поставленные самим человеком, достигаются легче, чем цели, навязанные другими;
  • постепенность – следует дозировать усилия, увеличивая их постепенно;
  • положительные эмоции – «усилие на грани приятного» – заниматься до тех пор, пока дело в радость, а не в тягость.

Для развития профессиональных интересов наиболее пригоден младший школьный возраст, но и в старших классах можно и нужно создавать подросткам возможность попробовать себя в различных видах деятельности. Без «профессиональных проб» представления подростка о профессиях будут умозрительными и далекими от реальности. Профессиональные пробы – это практические занятия по интересующей ребенка деятельности. К профессиональным пробам можно отнести занятия в кружках и секциях, волонтерскую работу, экскурсии в специализированные развивающие центры, в которых дети в игровой форме могут попробовать себя в разных видах деятельности.

  • Опыт показывает, что даже старшеклассники имеют смутное представление о том, чем занимаются их родители. Совместная работа по составлению семейного древа профессий, на котором указаны профессии ближайших родственников, активизирует интерес к выбору профессии и благоприятно влияет на семейный климат. Мы предлагаем Вам СЕМЕЙНОЕ ДРЕВО ПРОФЕССИЙ. Обсудите профессиональные пути ваших родственников.
  • Расскажите своему ребенку о том, как вы выбирали профессию в его возрасте.
  • Довольны ли вы сделанным выбором? Почему? Не бойтесь признаться в своих ошибках, если они были – это поможет вашим детям принять верное решение.

Если пятнадцать лет назад обеспокоенность вызывало то, что только 25% выпускников выбирали профессию под влиянием школы, то сегодня по степени влияния на выбор профессии школа занимает последнее место, что закономерно. Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, необходимо использовать все возможности школьного образования. Мы понимаем, насколько труднее работать сегодняшним педагогам в школе, и еще и поэтому мы запускаем наш проект «НАРОДНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ». Мы не хотим никого обременять: если родитель считает, что это ему не надо, мы не будем настаивать, а будем работать только с семьями, в которых считают, что это поможет ребенку принять правильное решение при выборе дальнейшего пути развития. Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение. По нашему убеждению, даже лучшие из профориентационных методик нельзя сейчас использовать в прежнем виде — мир и наши дети меняются стремительно. Перед нами стоит вызов: как минимум предложить действующую модель психолого-педагогической диагностики профессиональных интересов, способностей и склонностей (не усложняя жизнь ни родителям ни педагогам), как максимум — помочь их формированию в семье и школе. Мы не рассчитываем на быстрые результаты, но все равно начинаем пробовать.

В заключении о самом важном: команда академии планирует активно работать с отстающими учениками. По нашему мнению, если мы не будем работать с такой категорией учащихся, а сосредоточимся на отличниках, то мы только будем увеличивать разрыв между школьниками. Поэтому, в первую очередь, «НАРОДНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» рассчитана на обычного, школьника из простой народной Подмосковной семьи. Если Вас заинтересовала наша программа, то https://vk.com/event180208988 присоединяйтесь к дополнительной группе «Народной Академии» в ВКонтакте https://vk.com/event180208988.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


АНО ДПО "Народная Академия"